Сказки сами себя не расскажут (chasoslov) wrote,
Сказки сами себя не расскажут
chasoslov

  • Music:
БГ и Аквариум, "Соль", 6-е декабря, Москва, или Праздник урожая во Дворце Крокус Сити

Отметившись во всех форскверах, запостив все фотодоказательства во все инстаграмы (в Крокус провели вайфай!!), я в очередной раз тяжело вздохнул над залом Крокус Сити Холла - и вздох мой разнёсся по всему залу до самых далёких его уголков, потому что акустика там ве-ли-ко-леп-на-я. Только вот сидеть под потолком не очень уютно, но что поделать. Два в высшей степени замечательных человека, с которыми мы летом ходили вместе на Аквариум на ВДНХ, и про которых рассказ, пожалуй, будет слишком длинным, поэтому ограничимся таким вот упоминанием вскользь, тоже, видать, испытывали схожие ощущения и адресовали свои вопросы не кому-нибудь, а автору-вдохновителю всего сегодняшнего похода - мне. Звучали вопросы обычно так: КАКОГО ЧЁРТА МЫ ПОД ЭТИМ ПОТОЛКОМ ДЕЛАЕМ? Я же, обычно, отвечал в духе, мол, партер стоит 15000, а ещё тут вайфай есть! После чего все вместе упирались в свои девайсы, до следующего осознания своего беспомощного положения. Так повторялось неоднократно.

Но вот, это долгое, тягучее ожидание, наконец, заканчивается, в зале гаснет свет, держим ладошки наготове, сверху, конечно же, ничего не видно, я вижу Сарасвати - и надеюсь, что это всё ещё Сарасвати, я вижу толпу таких родных и близких людей на сцене, но я не вижу БГ.

Но... но...

Это они.

Первый мой полноценный концерт А с прошлой весны (а хотя ну как сказать - то был концерт в Б2 и это был адский ад). Первый вообще - с августовского сета на ВДНХ. И, да, да, да - первый мой сольный концерт БГ просто-таки в жизни. Сердце, по давней привычке, замирает на мгновение, а когда приходит в себя обратно и начинает стучать с удвоенной силой - глаза уже нашли Автора.

А Автор уже начал яростно играть на своей гитаре.

В самый ритм со стуком моего сердца.

И вот мы идем
На Праздник Урожая во Дворце Труда

Безумно мощное и даже агрессивное вступление, и где-то на задворках сознания отвлечённая мысль, что давненько я не слышал такого на концертах А, даже в особенно дорогие сердечку моему времена пиратского периода, когда в сетлистах была "Дуй", исполнявшаяся практически в метале. Потом в голове всплыл Архангельск, а потом песня закончилось прекрасным гитарным соло, эээ, в исполнении, кажетя, Зубарева, отсюда не видно, вот чёрт, и это было лучшее вступление из возможных, точно как и на самой пластинке.

Мы в самом начале...

И мы.

Не говоря ни слова, сразу - сверхактуальная (хотя тут весь альбом сверхактуален), но очень хорошая Любовь во время войны. И тоже жёсткое, тяжёлое исполнение, маршевый ритм почти, разрезаемый флейтой, чёрт возьми, Финнегана!!! Из-под потолка Крокуса видна лишь блестящая лысая голова волшебного флейтиста, но звуки его инструмента долетают до самых уголков зала в первозданном виде.

Но кровь моя
Теперь сильнее, чем сталь.
Им крепко не повезет,
когда я проснусь

Песня гипнотизирует и не сразу заметно, когда Автор её уже допел.

Аплодисменты, аплодисменты.

Но вот, первая за сегодня резкая смена темпа (а сколько их будет! а сколько их было!), но настроение остаётся то же самое и лишь усиливается - Соль на удивление цельный альбом с одним, предельно ясным, настроением.

Что ж. Лишь одна гитара и слабый прожектор на БГ.

Пришел пить воду;
не смог узнать ее вкус.
Железные скобы вбиты в крылья,
Источник задушен золотой пылью.
Закрой за мной. Я не вернусь.

- Спасибо! И добрый вечер!
- *оглушительные аплодисменты*
- Позавчера мы играли концерт в Петербурге... И когда стоишь на такой прекрасной, большой сцене, и много в зале разных устройств, усиливающих звук, и так всё гремит, и так всё здорово - так увлекаешься музыкой, что забываешь, собственно, иногда на секунду забываешь о чём идёт песня. То есть, что, собственно, я пою. Очень опасный момент. Но вот со следующей песней этого не происходит - тут сложно забыть, о чём она.

Только что была медленная, тягучая песня - и вот, тяжёлое блюзовое вступление. Губернатор! Воистину, смысл этой песни забыть очень сложно, хотя так хотелось бы.

И всё же, улыбка появляется на моём лице, подпеваю и притопываю копытом, порываюсь сплясать - но куда там, на сидячих местах под потолком. Тоска не тоска, древнерусская не древнерусская, но песня замечательная, и снова такой драйв, что чёрт же возьми. Под конец рваная и дискомфортная соляга на гитаре окончательно создаёт соответствующее настроение... Хотя, постойте, соответствующее настроение создаёт окружающая нас реальность. А соляга лишь ему на все сто процентов соответствует.

Без лишних пауз - флейта. Финнеган начинает колдовать. Зал, ещё немного в совсем другом настроении после Губернатора, мгновение перестраивается, но Брайан - опытный крысолов.

Присоединяется гитара.

Присоединяется БГ.

Голубиное слово. Одна из главных песен Соли. Да, у нас по-прежнему Соль, и сейчас так чувствуется отличие БГ от Аквариума, что не передать. Люди - почти те же самые, за редкими вкраплениями. А атмосфера - совсем иная.

Без пауз, даже почти без смены тональности, так скажем - Не было такой. И снова соло в самом конце - на этот раз всю зрительскую душу на смычок наматывает Сур.

Ощущение, что сейчас снова должен быть какой-то очень сильный контраст не покидает - и, вау!, грязное, прям-таки гаражное вступление. Если я уйду. Не знаю, знакомо ли кому это вот ощущение, но когда я впервые услышал эту песню, на том самом сете на ВДНХ, то испытал феерический диссонанс вроде "я должен знать эту вещь, почему я её не знаю???"

Удивительно, казалось бы, такое несовпадение с Солью, такой типичнейший Аквариум времён "Электричества" и при этом абсолютно сегодняшнее настроение. Рифф гипнотизирует, БГ почти рычит.

Окно выходит вверх,
но сумрак морочит мой дом.
Утро еще далеко;
ничего, мы подождем!!!


На фоне аплодисментов - первое изумление и удар под дых этого вечера. После такой песни притупляется бдительность - тем сильнее сюрприз для всех, кто не следит за сетлистами недавних аквариумовских концертов. Всё наоборот от "Если..." - не Соль, но так вписывается в складывающееся настроение. Идеально вписывается.

Драматичное вступление, иллюминация - и все уже узнали, что сейчас будет. И когда БГ начинает, зал уже готов на всё - и откликается моментально и оглушительно.

Ветер, туман и снег.
Мы - одни в этом доме...


Море телефонных экранов горит по всему бесконечному залу.

"Аделаида".

...Есть только северный ветер,
И он разбудит меня...


- Спасибо!

Кажется, я шепчу "спасибо" в ответ.

Сразу - обратно Соль, "Ветка". Нервная, тревожная. Одна из самых запоминающихся песен альбома.

После чего, в окружение не фикусов, но пальм (типичный квартирник, да-да, мы все узнали), нечто удивительное - Фикус религиозный. И в голове (а что там разглядишь из-под потолка? поэтому воображение постоянно какие-то фантазии рисует) моментально всплывает Аквариум 2.0, времена Навигатора, не то чтобы сильно более оптимистичные сетлисты аквариумовских концертов. Такие странные ощущения. И такой удивительный кельтский мотив - так контрастирующий с привычными версиями этой песни.

После чего БГ говорит слова, уже разошедшиеся везде и всюду на цитаты и аудиофрагменты.
- Спасибо.
- *аплодисменты*
- Ну что же, я горжусь вами! Вы пережили такую... психодраму. Которая была вам представлена. Знаете, в источнике всей мудрости современной - раньше источником мудрости были мудрые люди, теперь источник всей мудрости это Фейсбук - тем не менее, даже в Фейсбуке можно найти замечательные мудрые вещи. Вот я нашёл прекрасный значок "Война окончена, если ты выключишь телевизор".
- *аплодисменты*
- Глубокая мудрость. Нам ебут мозг!
- *сокрушительные аплодисменты*
- Но дело в том, что... Дело наше - позволить это или нет. Вот эта психодрама - она действительна только если мы хотим в ней участвовать.
- *аплодисменты*
- Поэтому решайте сами - хотите вы этого или нет. А если не хотите - можете танцевать!

И сразу вслед за этим бодрое латиноамериканское вступление оборачивается печальным всхлипом расстроенной гитары.
- Демократия в действии, - комментирует БГ. Настраивает гитару и теперь уже всё нормально и с латинскими ритмами, и с гитарой, и со всем остальным. Потому что Из хрустального захолустья одна из самых очаровательных песен с прошлогоднего Аквариум+ и так приятно сейчас её слышать. И, да, конечно же, опять вспоминается лето, ВДНХ, и где-то в глубине души теплится надежда на, возможно, самый невероятный номер сегодняшнего концерта...

У вас, наверное, снег
И железные цветы рвутся вверх;
И мне весело то, что вы помните мое имя...


Почти не меняя ни ритма, ни гармоний - Палёное виски и толчёный мел, которую я, по личной традиции, принимаю сразу за что угодно другое, от "Рыбы" до "Аригато", только не за саму себя. И радостно слышать именно её, вспоминая уже не давешнее лето, а сезон 4000-летия группы, когда, кажется, она и была впервые исполнена.

В середине песни - парадоксальный, как коленчатый вал, флейто-перкуссионный расколбас, заставляющий радоваться ещё сильнее.
- Спасибо! По старинным божеским и человеческим законам - в длинном концерте должен быть перерыв, так называемый "Антракт".

Тааак быыыыыстро?.. Мы и часа тут не отслушали, какой антракт, куда, зачем?..

- ...это сказано в законах Моисея, это сказано в Домострое, в общем, везде. Вполне физические причины. Я понимаю вас, да, да. Хорошо, хорошо! Антракт - и ещё одна песня!
- *бурные аплодисменты обрадованного зала*
- Чтобы дать вам, как-то, напутствие... на охоту. Чтобы путь на водопой удался!
- *особенно экзальтированная реакция пары человек в зале*
- Взаимно!

В этом городе должен быть кто-то еще;
В этом городе должен быть кто-то живой...

Справа от меня кое-кем было остроумно замечено, что с галёрки и при этом освещении танцпол похож на целую россыпь гречки. И вот, перед нами в ритме регги колышется море гречки, а Автор варит из неё, соответственно, кашу. С каждой секундой ритмичность, зажигательность, бодрость происходящего всё нарастала и нарастала, постепенно БГ, уже привычно, вплёл в песню Аристократа - и душа моя начала, начала, начала требовать, чёрт возьми, не чего-то, а два-двенадцать.

В августе же было!!!

Я сижу на крыше и я очень рад,
Я сижу на крыше и я истинно рад...

Да, я тоже сижу на крыше и тоже безумно рад всему происходящему, но как же хотелось бы ещё два-двенадцать услышать - и я бы сидел под крышей вместе с катарсисом в кармане!

Но нет. Мы возвращаемся в Вавилон, а из него всё же уходим на антракт.

Эх. Ну ладно. Как же всё чудесно.

Пойду вниз, куплю Соль на диске.
...
...
Но вот, ещё третий звонок не прозвенел, ещё свет в зале полностью не погас, а БГ уже по-партизански вышел на сцену, прямо среди проводов и техников, и вот что из этого вышло и как это было видно с первых рядов, что тут словами опишешь:


видео здесь и далее + огромные благодарности за него: (с) mekedo

Гармония мира поистине не знает границ. Это было так прекрасно, такое попадание в сиюминутное настроение, как будто просто момент с совершенно другого концерта - камерного, уютного. Тёплого и лампового. А не стадионного и громкого, несомненно прекрасного, но совсем по-другому.

Люди, которые ещё не успели добежать до зала, кажется, поняли, что началась какая-то ДВИЖУХА и поток зрителей резко увеличился.

- Спасибо! Мы сейчас за сценой во время перерыва, пока у вас был несуществующий водопой, мы дискутировали, у нас было демократическое собрание. Мы думали, что такого для вас спеть, чего вы не ожидаете - и, значит, чего мы сами не ожидаем. Победила дружба!

ОГЛУШИТЕЛЬНАЯ реакция зала. И я не могу поверить своим ушам, как, наверное, многие из присутствующих. Окей, я слышал в этой жизни "Последний день августа", "К Друзьям", даже "2-12" в живом исполнении, но теперь ещё и Козлодоева? После всех тех концертов, на каждом их которых в зале обязательно находился какой-нибудь упорный человек, который в своих истошных криках "КОЗЛОДОООЕЕЕЕВ!!111" обязательно срывал себе голос, но чаемого Козлодоева так и не дожидался, после всего этого - МЫ ДОЖДАЛИСЬ?


Хоровое исполнение всем многотысячным залом, раскачивание в такт с ксилофоном - всё, как должно быть в таком случае. Я слышал и видел в этой жизни чуточку больше из того, после чего не жалко и помирать.

Зал бурно экстатирует, а Автор продолжает.

- Ну что же, удивить самих себя - у меня получилось, - замечает он.

И снова удивляет нас!

Дай мне напиться железнодорожной воды...

Почему-то я сразу подумал именно про неё, как бы хорошо она сейчас подошла - и вот! Какой ослепительный контраст - свежайшие песни БГ с Соли и любимая-любимая классика из классики Аквариума. И сразу ясно, что вторая половина будет совсем другой, и что антракт был совсем не зря. На сцене совсем другая группа, исполняющая совсем другую музыку. Нет, это такое моментальное прозрачное ощущение, конечно, но всё ж-таки.

- Спасибо! Ну, уж не по плану - так не по плану! Всё будет пусть не по плану! - Автор разошёлся на полную и что же, что же?!

ДА!!! Резкая смена темпа, ритма, настроения, вообще всего!

Куда ты, тройка, мчишься, куда ты держишь путь?..


Улыбаюсь ещё сильнее (казалось бы, чему? а вот), чем на Губернаторе и это просто невозможно терпеть, сидя на этих чёртовых сидячих местах, на этой галёрке. Но какая разница, впрочем - менее прекрасным всё происходящее от этого не становится. Под конец поминаются традиционные уже диверсанты на Болотной, чем несказанно греют моё сердце.

- Любимые! Спасибо!

Зал замирает и наполняется тишиной. Ещё более радикальный поворот.

Государыня,
Помнишь ли, как строили дом...

Автор не щадит ни чувств, ни эмоций, прямо-таки издевается над ними, с присущим ему изяществом. Но сколь же это радостно, издевательство такое.

Тишина всё ещё стоит, когда БГ доигрывает последние переборы. И следом - снова редкая-редкая песня, настолько редкая, что я хоть и узнаю её с первых же нот, но не верю этому узнаванию, не верю собственным ушам, и думаю, что нееет, это что-то другое, но...

Я знаю места,
Где в тени золотой
Бредут янычары посмертной тропой...


Загадочная, мистическая, до сих пор дающая мне неясные ощущения, как вся "Гиперборея". Не уверен, слышал ли с этого альбома хоть что-то на концертах в своей жизни - поэтому ловлю каждое слово и каждую ноту. Что я выше говорил про Козлодоева? Ангел Дождя сделал этот концерт для меня особенно незабываемым.

И, без пауз, переход, будто мы стремительно движемся ещё дальше. После предыдущего - особенно замечательно слушать какие-то очень весёлые и задорные, даже для самих себя, Джунгли. Но так странно ощущать своими буквально ушками, как такие разные песни, с разных альбомов, с разным настроение, сплетаются в единую ткань живого исполнения на концерте. И сразу кажется, будто флейта Брайана всегда была в этих вещах, с самого начала, даже если там в оригинале и близко флейты не было.
- Любимые, спасибо.
Но настроение опять ускользает, несмотря на минуту перкуссии. Сполох первой части, ооочень схожая по настроению с Солью (честно говоря, мне кажется, что она даже могла бы туда вписаться, наверное, я ошибаюсь) - Небо цвета дождя.
- Спасибо! - Автор сегодня щедр к нам.
И следом - Звёздочка. Из привычного, родного. А потом - опять, будто бы кардиограмма скачет. Вновь движение вверх - Дарья Дарья. С, как обычно, абсолютно прекрасным Сердцем, которому не хочется покоя, посередине.

А потом - ещё немного из самого дорогого.

Моей звезде не суждено...

И снова Финнеган раскрашивает песню в какие-то совсем другие оттенки. Моей кельтской звезде не суждено. В воздухе уже, тем временем, разливается ощущение того, что праздник наш постепенно подходит к своему логическому финалу. Но до той поры хочется услышать чего-то ещё, столь же драгоценного и любимого.

Автор слышит эти желания. Мощное гитарное вступление, которое узнаётся всем залом моментально. Зубарев (или это был один из братьев Стейси?) мучает гитару нещадно просто. Зал мучает кресла и друг друга, в порыве неистовой радости.

Каждый из нас знал, что у нас
Есть время опоздать и опоздать еще,
Но выйти к победе в срок...

Каждую секунду порываюсь побежать вниз, вот сейчас, сейчас, в самый низ, почти к самой сцене - но что-то меня останавливает. Наверное, я прикован к креслу монументальным, эпичнейшим звуком Неба. Размах под стать стадионному концерту, как, впрочем, и всегда в случае этой песни.

Когда неба уже можно коснуться буквально кончиками пальцев - песня заканчивается. И, ура!!, всю эту светлую тяжесть развеивает лёгкий и весёлый Марш коров. И - нет, предчувствия не обманывали, всё явно движется к финалу. Жёлтая луна! Такая спокойная, привычная, будто вышедшая из концертных программ 2009-го года. И, конечно, прожектором прямо в лицо - как же я люблю этот момент. Когда прожектором буквально в лицо светят. На танцполе особенно хорошо.

Последние ноты. Последние аккорды. Когда песня доиграна, БГ представляет всем собравшимся в зале - тех, кто на сцене.

- Брайан Финнеган!
- *аплодисменты*
- Борис Рубекин!
- *аплодисменты*
- Алексей Павлович Зубарев!
- *аплодисменты*
- Андрей Суротдинов!
- *аплодисменты*
- Александр Валентинович Титов!
- *аплодисменты*
- Самые завидные холостяки Соединённого Королевства - мистеры Пол Стейси и Джереми Стейси!
- *аплодисменты*
- Джентльмен Глеб!
- *аплодисменты*

- И, наконец!..

...как назло, мой плеер всё зажевал, ничего не понять, зал гремел экстазом и восторгами, сам я тоже заходился в приступах аплодирования, поэтому полное титулование Шара мы если когда и узнаем, то лишь из легенд и мифов поклонников Аквариума, сотканных из обрывочных воспоминаний, недозаписанных диктофонных фрагментов, и просто мистических откровений. Так или иначе...

- ...его называют карающий шейкер Аллаха. Укушенный пантерой. Начальник цеха тяжёлой артиллерии фабрики Красный Октябрь, секс-символ современной камерной музыки... Творец Вселенной - Шар.

Бурные, оглушительные аплодисменты, переходящие в хоровое исполнение, топот, танцевание и прочее всякое, боже ты мой, Стаканов!!!!!

И сразу за ними - единственное логичное.

Тихо. Тихо.
Ты посмотри, как тихо...


На ход ноги.

Видимо, со сцены.

...
...
После десяти бесконечных минут ожидания, в которые успели вместиться и многократные аплодисменты, и всевозможные выкрики, и прочие просьбы вернуться, после этих десяти минут на сцене в кромешной темноте появляются А. П. Зубарев и один из братьев Стейси, который гитарист. Темноту они пока ещё не разгоняют, но оглушительное молчание колонок нарушают, терзая свои гитары почём зря, то один, то другой, то оба вместе. Это завораживает. Это заставляет ждать какого-то эпика, почище "Неба". И это продолжается добрых минут пять - и в тот момент, когда зал уже можно брать руками, на сцену выходит вся остальная группа.

В середине концерта, когда уже пошли более оптимистичные номера, у нас наверху кто-то отчаянно просил "Рок-н-ролл мёёёёёёртв!!!" (просил или констатировал? наверное, просил) Слева от меня раздался комментарий, что вот, надо было раньше просить, когда шли грустные песни, а теперь-то рок-н-ролл вполне себе жив, и что же.

А я подумал, что всякое возможно в этом мире.

Но вот, группа вышла на бис - и мои уши с первого же звука поняли, что тот человек сейчас, должно быть, счастлив.

И не только он.

Попрощавшись с друзьями драгоценными своими так, будто ухожу уже навсегда, я встаю с места и, бегом, прыжками, через ступеньки, буквально за несколько секунд преодолеваю космическое расстояние, отделяющее галёрку от сцены.

Останавливаюсь перед самой перегородкой в фанзону, за которую уже никак нельзя, если только её не штурмовать - и пытаюсь перевести дыхание.

"Какие нервные лица - быть беде", поёт Автор.

Но лица вокруг буквально светятся счастьем.



В сущности, после этого я уже готов абсолютно ко всему, кроме одного-единственного -

что в уголках моих глаз...

Возьми в ладонь пепел, возьми в ладонь лед...

...появятся самые натуральные слёзы.



Но мы станем как сон и тогда сны станут светлы.

Уже стали. Финал концерта растворяется в моём сознании, как последний предрассветный сон.

Бог есть Свет, и в нем нет никакой тьмы.

Поёт Автор - и зал, в который уже раз, сияет. То ли сам, то ли прожектора так ярко светят. Кажется, первое. Это значит что? Это значит День Радости.

И, честно, разве мог этот концерт закончиться лучше?
Tags: лучшее, отчёты
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 6 comments