Сказки сами себя не расскажут (chasoslov) wrote,
Сказки сами себя не расскажут
chasoslov

  • Music:
Все к тому, что этот день
Был не худшим из наших дней...

БГ

Сентябрь - праздник, который всегда с тобой...
БГ

Отчёты об Аквариуме надо писать либо так, либо никак (смайл)
kuzen_konduktor


Аквариум-4000, часть 2,
или Как выиграть билет на концерт А, попасть к самой дальней стенке, но всё равно получить катарсис

Личная предыстория к концерту оказалась увлекательней почти всего, что со мной в этой жизни просходило за последние лет много.

И не сказать, что сентябрьский концерт очень остро и прям обязательно стоял в моих ближайших планах на. Нет, конечно, я печалился, что никак не мог на него попасть и, конечно, до конца года нужно было обязательно посетить ещё хотя бы один юбилейный концерт А, но... Календарь мероприятий обязательных к посещению в этом году и так какой-то безумный, а трудовых копеечек всё меньше и меньше. Поэтому всегда пугавшая меня площадка СДК МАИ в данном случае служила оправданием тому, что меня там не будет. Ну, дескать, так себе зальчик-то, и что мне там делать? Подождём грёбаного Крокуса. Ну или, там, долбаного МХАТа. На крайняк, будь он трижды проклят, чёртова Б1 или, едва ли лучше, Арену.

Но пути господни, как известно, не отмечены в картах и останавливать на них некому. И вот как-то в один прекрасный день нервно просматривая разные места моего пребывания в социальных сетях, я наткнулся на то, что один московский телеканал, которому огромная благодарность, но называть его уже не буду, во избежание ненужных подозрений, так вот московский телеканал, сталбыть, написал - "Чуваки! У нас конкурс! Победитель получит два билета на концерт Аквариума! Суть розыгрыша - вы отвечаете на вопрос, а мы даём билеты первым двум. Вопрос таков: В каком советском рок-фильме прозвучала самая известная песня БГ?"

Я заржал и не прошло 17-и секунд, как некто Тыдыщ Сатана выдал самым первым "Асса, Город золотой?" - с таким наивный вопросительным знаком. Ну, мало ли? Люди дальше пошли демонстрировать свои завидные познания в аудиографии любимой группы, мне особенно понравился вариант самой известной песни - "Корабль уродов".

Так ли, иначе ли, но спустя несколько часов вечер грядущей пятницы оказался забит самым лучшим вариантом времяпровождения, каковое только могло со мной приключиться.

Тыдыщ, едрить его коромысло, Сатана едет на концерт Аквариума!!

- Итак, пляши, в эту пятницу ты идёшь со мной на концерт Аквариума! На Аквариуме ты не был давно, так што не вздумай...
- НО!
- Не вздумай отказываться - я ведь не просто так! Я победил в розыгрыше!! Вот и линк тебе, на, смотри. Глупо отказываться от бесплатного концерта, верно? Это не как в прошлый раз, когда с тебя полтора косаря требовалось. А хотяяя...
- Ну и где же это будет? - товарищ решил не испытывать судьбу.
- Войковская, СДК МАИ! Не самые глубины ада, согласись.
- Но близко к ним!
Сказал Хидака уже по пути от Войки до самого СДК. Минут десять убитые на эти дикие лабиринты нагромождений каких-то нелепых корпусов в полной темноте, когда с одной стороны едет трамвай, а с другой - грузовик, и не скажешь, что опаснее - это самое осмысленное из того, что происходило по пути. Слава богам, концерт Аквариума как всегда сопровождался толпой прекрасных людей со всех сторон, опаздывающих так же, как и ты, так что расстраиваться особо не приходилось. Расстраиваться - так всем, а люди вокруг явно не печалились.

Ещё пара шагов в бездну - и вот уже это кирпичное строение и эта километровая очередь. В которую мы с товарищем, как самые скромные, встали в самый хвост.
И ещё десять минут долой. Пока по очереди шныряли какие-то подозрительные типы пытаясь впарить не то чтобы билет, но МЕСТО В ОЧЕРЕДИ - мы всё-таки дошли до очереди своим шагом.
- А мы по пригласительному!
- По пригласительному - со служебного входа, там, сбоку.

Зашибись.

За углом никакой очереди не было, напротив, мы вип-гости, все дела!
- Здравствуйте! Кто вы?
- Сатана!!
- Ооо. Да, есть тут Сатана. А ваш плюсодин при вас?
Я оглянулся. Плюсодин был рядом.
- Вот он!
- Прекрасно. Приятного вечера!

- Эй, ты слышишь?
БЕГОМ БЕГОМ БЕГОМ ЧЁРТ БЕГОМ!!!!!
...
...
- Зацени, по ящику показывают. - сказал мне Хидака и показал на стену коридора. Под потолком висел жк-телевизор, по которому транслировали концерт, проходящий в метре от этого же самого телевизора. Я выразил осторожное недоумение и попытался было не зависать перед теликом, а проникнуть всё-таки на танцпол, на привычное место к правой стенке, но товарищ быстро осёк мои устремления цитатой из одного шамана "Дальше ты не пройдёшь!" - и был прав. Пройти туда казалось невозможным. Всё-таки это был грёбаный ДК при грёбаном МАИ, а не переделанный под концертный зал завод.

Но когда это нас останавливало?! Тем не менее, уши слышат, а память работает - и в ней всплывает весенний Крокус. Архангельск, Слова... Какая радость снова слышать хоть что-то и какая жалость второй концерт подряд упустить одну из лучших песен А за последние годы (о том, что в этот момент я упустил не то что Архангельск, я упустил Никто из нас не, я ещё не знаю, а то живым бы точно из СДК не вышел). Испытывая острейшее дежавю и источая килогерцы гнева, я с боем начинаю-таки прорываться сквозь плотнейшую толпу танцпола, расходящуюся во все стороны. Прорыв оказался успешен - я продвинулся на пару человек дальше от входа и замер на последнем пределе. Делать нечего, адски колбаситься и слэмоваться будем так, на ограниченном пространстве в двадцать квадратных сантиметров. Самое то для пого-панка!

И в этот самый момент разум наконец-то может отвлечься от занятия законного места на танцполе на переживания о судьбах на этом танцполе людей среднего и небольшого роста. Мысли о хронической дискриминации по признаку роста меня посещают в клубах всегда, но сейчас, когда я на носочках пытаюсь подтянуть свои исполинские 173 сантиметра до каких-то более приличных цифр - про себя крою последними чертями всех товарищей, что стоят передо мной и загораживают всё, что только можно загородить. В редких просветах среди чужих голов можно разглядеть какое-то шевеление на сцене, изредка очки БГ, контрабас Тита и... и... И всё. Если постараться - Рубика и духовую секцию. Ну, Сарасвати, парящую над этим всем, да, тоже. И всё.

Но окей, печалиться об этом опять же не след, мы ведь всё-таки не переживать сюда пришли, верно? Да и Слова настраивают всё-таки на более, ммм, более спокойные мысли. Иии...

Ух!!

Сквозь аплодисменты зала прорываются первые аккорды песни, которую по этим самым аккордам узнаёт только самая прошаренная часть танцпола. И я начинаю полностью погружаться в происходящее.

Расти, борода, расти.
Нас некому больше пасти.
По метру в день,
По метру в день,
По метру в день,
Йо!


Драйвовая, замечательная вещь, впервые услышанная за день до концерта и ещё не успевшая как следует осесть в голове. И слушая её сейчас, понимаю, что духовыми и риффом Борода мне очень напоминает обожаемую "Не коси". В студийной версии не очень-то похожи, а сейчас, здесь, на концерте - натурально. И очень здорово.

Что ж, тем сильнее мощнйший контраст. Ритм-гитарист группы Аквариум всех благодарит - и свет на сцене почти гаснет, остаётся лишь слабый луч, освещающий самого БГ, который сидит, а не стоит, и вместо драйвовых риффов начинает извлекать из струн минорные переборы. Да!! Танцпол с восторгом приветствует одну из любимейших вещей периода БРБ и Тура.

Что-то не заснуть - а засну, все мне снится...


Ещё чуть-чуть - и я продвигаюсь ещё на полчеловека вперёд - и под потолком мне открывается прекрасный вид. Огромный экран, по типу того, что в коридоре, но, в отличие от него, транслирующий что угодно, только не БГ. Плюнув, снова пытаюсь полностью раствориться в хотя бы слышимом - и это с какой-то попытки удаётся.

А как проснусь - опять пью, как бы мне не спиться -
Voulez-vous coucher avec moi?


И сцену вместо одного прожектора освещает батарея синих ламп. Сур терзает скрипку, Шар - перкуссию, а я в первый, но, о нет, совсем не в последний, раз за сегодняшний вечер вспоминаю 2007-й год, юбилейный концерт А в Олимпийском. Короткая, но волшебная вещь, предваряющая... А впрочем, сейчас она предваряет ещё более короткую и не менее волшебную. Под аплодисменты публики, которая ещё не знает, что именно будет сейчас. Да и начинается всё как будто ничего особенного - БГ снова перебирает струны, танцпол упражняется в остроумии и просит кто во что горазд, в основном Козлодоева.
- Сыграем-сыграем. - откликается вокалист.
А почему у микрофона Тит? И почему БГ так демонически ухмыляется?

И!!!

Друзья, давайте все умрем -
К чему нам жизни трепетанье?
УЖ ЛУЧШЕ ГРОБА ГРОМЫХАНЬЕ
И СМЕРТИ ЧЕРНЫЙ ВОДОЁМ!!


!!!!!!!!!!!!!!!

Друзья, давайте будем жить,
И склизких бабочек душить;
Всем остальным дадим по роже,
Ведь жизнь и смерть - одно и то же!!!

Ля, ля-ля-ля, ля-ля-ля, ля-ля-ля-ля-ля...


И, наверное, это было самое удивительное, что я слышал на концертах Аквариума за ВСЕ последние пятьсот лет.
...
...
Но мы всё-таки продолжаем, хотя улыбка до ушей упорно не желает сходить с лица. И продолжаем мы тему прекрасного настроения замечательной новой четырёхминутной триждызум-стайл вещью "Виски и мел". Возвращаемся в наше время. Танцпол как может отчаянно слэмуется на ограниченном пространстве, а экран под потолком где-то примерно в это время наконец-то начинает показывать всё-таки БГ и я радостно вздыхаю - хоть что-то я сегодня всё-таки увижу.

Что ж, песня заканчивается - мгновенный промежуток и:
- Давай Стаканы! - откуда-то раздаётся прочувствованный вопль.
- Стакаааныыы!!
- Давай постарше что-нибудь!
- Стаканы давай!!!
- Ста-ка-ны! Ста-ка-ны!!
- ДВА РАЗА ПОДРЯД ДАВАЙ СТАКАНЫ!!
- СТА-КА-НЫ! СТА-КА-НЫ!!!

Ответ БГ до меня не долетает, потонув в хохоте танцпола за десять человек до меня. Но в импровизированной лотерее всё равно побеждает тот, кто просил "постарше".

Все, кто были, по-моему сплыли,
А те, кто остался, спят.
Один лишь я
Сижу на этой стене...


ААААААААААААААААААААА!!!!!!!!!!!!!


Оглушительно ору я, но теперь уже мой собственный голос тонет в громовом хоре танцпола. ДА, чёрт возьми, ДА!!! Одна из любимейших вещей с Акустики, одна из тех песен, с которых, потреково и рэндомно, лично для меня шесть лет назад начинался А. Глядя то на просветы меж людских голов, то на экран под потолком, вспоминаю декабрь 2006-го года - и личный юбилейный год продолжает обретать соответствие большому юбилею группы. Две минуты, но какие это две минуты!!

Оглушительная овация - и снова смена направления. Обратно Архангельск - и одна из центральных вещей с него. Огонь Вавилона. Как всегда замечательный, ритмичный и с волынкой-духовыми идеально полноценный. А, кстати о волынке - в процессе прыжков на месте под "Песню для" наконец-то замечаю присутствующую на сцене прекрасную богиню Йоркшира Бекки Тэйлор. Что ж, у нас нет гениального Финнегана, но зато у нас есть Бекки!

И вот, третий шок и сюрприз нашего юбилейного вечера. Идеальное пересечение с Огнём, одно меланхоличное регги - в продолжение другого.

Ты - мой единственный дом.
Что я могу еще;
Что я могу еще?

Джааааа даст нам все
У нас больше нет проблем...


Синий албум, а!! Соло на саксофоне от Тимофеева - и аплодисменты растроганного танцпола. Концерт продолжает наполняться совершенно удивительными вещами.

И продолжает, и продолжает. Атмосфера утяжеляется, в зале гаснет иллюминация и лишь демонически-красным светом освещается наш волынщик, выдающий до мурашек продирающее вступление.

Меня зовут последний поворот,
Меня вы знаете сами
По вкусу водки из сырой земли
И хлеба со слезами.


- БРАВОООООО!!! - крик из зала.


В этот момент поразительное чувство - когда ты месяц назад был на единственном московском концерте, прям самом настоящем квартирнике, в подвале пять на восемь метров и, почти не дыша от восторга, слушал творимое волшебство на расстоянии прямой досягаемости - а тут стоишь в СДК и слышишь Последний Поворот и те же самые волынки, раскрашивающие своим звучанием совсем другую любимую музыку. И без того одна из самых песен с Навигатора приобретает совсем магические оттенки.

Продолжительные аплодисменты - и, тут же, в пару к, снова Навигатор. Прям 2007-й год, Олимпийский, когда тоже был П. Поворот - и следом сразу Фикус. Замечательно и очень в кассу. Имена волшебных птиц стоящие рядом люди тянут с особенным удовольствием.
А после - снова концерт по заявкам.
- Капитан Воронин!!
- Гарсон №2!!!! (было бы к месту)
И в этот момент слышно даже, как небольшая, но громкая часть танцпола набирает в лёгкие воздух - иии...
- БОРИС БОРИСЫЧ!!!!!!!!! МОЧАЛКИН БЛЮЮЮЮЮЮЮЮЗ!!!!!!!!!!
- МОЧАЛКИН БЛЮЮЮЮЮЮЮЮЮЮЮЗ!!!!!!!!!!
- Обожаю демократию!

И у нас опять Архангельск. Парой - две самых позитивных, радостных и неизменно поднимающих настроение вещи с него, на контраст с мрачными навигаторовскими - Марш Священных Коров и Капитан Беллерофонт. Наконец-то нахожу пространство для долбежа копытом по паркету, чем с удовольствием и занимаюсь. И следом, без пауз - Жёлтая луна!! Которую я на концертах уже года три не слышал. И, как и прежде, самый клёвый световой эффект - "прожектором прямо в лицо". Особенно если попытаться рассмотреть выражения лиц людей, стоящих рядом - столько счастливых улыбок, это что-то.

А после - это же концертный сезон-2009, чорт, я узнаю, да! А впрочем, отсылка к только что вышедшему Воздухоплаванию - Горный Хрусталь. Как всегда медитативный, воздушный, несмотря на зверский тяжеляк живых исполнений. Всё равно ничего, кроме как раскачиваться на пятках из стороны в сторону не получается - значит ничего другого делать и не надо.
- Спасибо, любимые!
- БРАВО!!! - откликается публика.
И, очень аккуратно и спокойно начинается вступление ещё одной из любимейших вещей середины нулевых. "Не могу оторвать..."

Я родился сегодня утром
Еще до первого света зари
Молчание у меня снаружи
Молчание у меня внутри...

...
...
Основная часть заканчивается, зал погружается во тьму и со всех сторон слышны ор, свист, нечленораздельные вопли и, в общем, всё как всегда.
- ХОЙ ХОЙ ХОЙ ХОЙ!!!
- ЭГЕГЕ!!!
- УААААААААААА!!!!!!!!
- Ак-ва-ри-ум! Ак-ва-ри-ум!! АК-ВА-РИ-УМ!!
Кто-то за моей спиной даже индейца изображает. Так продолжается минут пять с гаком...

Но вот, дымовые машины, весь перерыв нагонявшие туману, останавливаются, над сценой висит плотнейшая завеса. Тускло-жёлтый свет проникает сквозь дым и высвечивает стоящие на сцене силуэты. Последний раз такое я видел когда небесный ОМОН пел Плоскость во МХАТе в декабре 2007-го.
Сейчас всё это выглядит не менее внушительно.
Первый звук струн. И самая грандиозная овация сегодняшнего вечера органично вплетается в самое потрясающее вступление.

Какие нервные лица - быть беде;
Я помню, было небо, я не помню где;
Мы встретимся снова, мы скажем "Привет", -
В этом есть что-то не то...


Олимпийский, 2007-й год, 350-летие. Я на первом концерте Аквариума, сижу где-то под потолком этого чёртова стадиона - и слышу первые аккорды Рок-н-ролл Мёртв - и не верю своим ушам.
21-е сентября 2012-го, 4000-летие. Я где-то у стенки этого проклятого ДК, слышу первые аккорды Р-н-р Мёртв - и снова не верю своим ушам. Второй раз в жизни слышу я эту песню и, о, боги мои.

Самая мощнейшая реакция, пение хором такое, что стены трясутся и вообще катарсис сегодняшнего вечера.

Этот год был богат на музыкальные события, мягко скажем, но в эту секунду это исполнение становится одним из самых крутых даже в этом году. 5 лет назад на юбилейном концерте - и пять лет спустя на юбилейном концерте. Одна из трёх песен, которые я скачал в тот самый декабрьский вечер 2006-го года. Сплошные символы, знаки и пересечения. Но в данную секунду я просто прыгаю на каждом припеве так высоко, как только могу - и сквозь дым вижу героические силуэты на сцене.

Локоть к локтю, кирпич в стене;
Мы стояли слишком гордо - мы платим втройне:
За тех, кто шел с нами, за тех, кто нас ждал,
За тех, кто никогда не простит нам то,
что
Рок-н-ролл мертв - а мы еще нет,
Рок-н-ролл мертв, а мы...


Энергичное и тяжёлое блюзовое вступление, которое не узнаю ни я, ни, судя по танцполу, вообще мало кто. В эфире "не игравшаяся примерно никогда" (с) - Последний день августа. И это последний и замечательный сюрприз сегодняшнего вечера. Песня в живом исполнении оказывается ещё круче, чем в студийке.
Заодно и Воздухоплавание получает исчерпывающее воплощение сегодня.
- Спасибо!
Моментальная пауза - и следом идёт удивительный и волшебный "Отец яблок", которого я всегда хотел услышать вживую и дождался-таки этого в Крокусе весной, и сегодня слышу ещё раз и это тем удивительнее, что... Впрочем, ниже.
Не меняя своего местоположения не вижу, что там происходит на сцене с гитарами и настроение себе тем не порчу, в отличие от некоторых.
Почти пост-панковская монотонность длииииинного исполнения. Очень круто.
Танцпол под конец из последних сил отчаянно кричит:
- Серебро господа моего!!!
- Боже, помилуй полярников!!!!!
Но ни Серебра, ни Полярников уже не будет. Вавилон, плавно перетекающий в Аристократа и обратно довершают картину. После такого, кажется, можно уже ничего не петь, несмотря на до обидного короткий хронометраж всего концерта. И всё ж таки последняя песня будет. Очень странным образом пересекающаяся у меня как раз с Отцом Яблок (особенности знакомства с дискографией - "две длинные песни с двух альбомов подряд, в которые я никак не врублюсь") и которую я никогда ещё не слышал на концертах.

Я стоял и смотрел, как ветер рвет
Венки с твоей головы.
А один из нас сделал рыцарский жест -
Пой песню, пой...


Кажется, каждый отчёт о концерте я завершаю этими словами, но, чёрт - последнюю песню лучше сложно было бы и представить.

Скоро Юрьев день, и все больше свечей
У заброшенных царских врат.
Но жги их, не жги, они не спасут -
Лучше пой песню, пой...

...
...
А танцпол упорно не хотел расходиться. И после нескольких поклонов группы, и даже после того, как на заднем фоне уже включили душеспасительную музыку. Танцпол стоял и аплодировал каждому человеку, уже с чисто техническими целями появляющемуся на сцене. Марк Соломонович вышел отключать аппаратуру, Бекки вернулась на мгновение забрать волынку...

Я торчал там добрых минут пятнадцать всё печалясь, что концерт уже закончился и какие же до обидного короткие концерты в клубах у Аквариума. Полтора часа? 20 песен? Ну чтооо такое...

И всё ж таки это было потрясающе. Как когда-то, пятьсот лет назад, слякотным декабрьским вечером - так же потрясающе.

И никогда ещё удача в этой жизни не улыбалась мне так, эммм, точно.

Хэй, сколько там времени до конца года?

Кажется, ещё можно успеть отметить 4000-летие третьим концертом.
Tags: лучшее, музыка, отчёты
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 20 comments